— Женьк, а Женьк… А когда люди поют?
— Ну, когда-когда?.. На демонстрациях, в опере… Когда выпьют — поют!
— Балда! Люди поют, когда они счастливы!
(т/ф «Ирония судьбы или С легким паром !»)
Поиски взрослых людей, увлеченных общими интересами, привели меня в пижемский Дом культуры «Юбилейный», где уже целых двадцать лет – с 1997-го года – существует женский хор. Их ансамбль называется «Мелодия». И они настолько давно поют вместе, что объединяет этих замечательных женщин уже не только любовь к пению, но и дружба.
Тем, кто интересуется местной культурной жизнью и бывает частым гостем районных фестивалей и концертов, ансамбль этот хорошо знаком. Руководит хором Румия Ибрагимовна Даянова, аккомпаниатор – Владимир Иванович Володин. А вот имена семерых участниц: Юлия Лазарцева, Людмила Козлова, Елена Солоницына, Наталья Синцова, Надежда Крупина, Татьяна Буркова и Наталья Поткина (есть еще расширенный вариант хора, там 12 певиц). На том, чтобы к ним обращались просто по имени, без отчеств, они настояли сами. Пускай все они уже взрослые, состоявшиеся люди – возраст участниц хора от 27 до 62 лет. Но по отчеству – это для работы, это слишком официально. А здесь, в ансамбле, они не только скидывают несколько лет, будто возвращаясь в беззаботную юность, но и забывают про строгие рамки, в которые мы все в большей или меньшей степени загоняем себя на своих рабочих местах. Поэтому и называть мне их хочется неформально и просто – девочки. Да и на вопросы они отвечали, дополняя друг друга, все вместе, смеясь, будто стайка веселых девчонок-подружек.
— Вы как-то общаетесь вне своего ансамбля?
— Редко, потому что у каждой своя семья и свои заботы. Но мы все равно дружим. В курсе всех радостей и проблем друг друга. У нас здесь своеобразный клуб. Этим составом мы выступаем уже девять лет – практически родные люди. Скучаем, если кого-то долго нет, а когда встретимся – наговориться не можем. Среди нас и рукодельницы, и цветоводы. Все хорошие хозяйки. Где же еще обменяться рецептами, цветами, схемами для вязания, как не здесь?
— Что дает вам пение, как оно меняет ваши жизни?
— Задор, стимул к жизни, просвет, отдушина, радость, — посыпались со всех сторон определения. – Это уже наш образ существования. А еще – и это так важно для женщины — это возможность надеть красивые платья, сделать макияж и нарядными выйти на сцену, поднять людям настроение. Каждое выступление – праздник. В повседневной жизни у большинства из нас нечасто выпадает возможность выглядеть шикарно.
— Я думала одно время: пора заканчивать с пением, хватит уже, и решила – вот станет платье мало и уйду из коллектива, — смеется одна из участниц. – Но… становятся малы наряды – расшиваем и снова выступать!
— А какая радость, когда нашему ансамблю выпадает возможность сшить новые платья! Татьяна Николаевна (директор ДК «Юбилейный» Т. Н. Безденежных) нас во всем поддерживает. К нам относятся, будто мы часть коллектива, а мы ведь просто самодеятельный ансамбль. Наталья Тотмина помогает с хореографией. Часто выручают мужчины – у нас женский коллектив, но без партнеров, предположим, в танцевальной композиции, не обойтись.
— А как вы подбираете репертуар? Румия Ибрагимовна предлагает?
— Не только. Бывает, услышишь какое-то выступление по радио или телевидению, и представляешь, как оно звучало бы в нашем исполнении. Предложить может любая из нас – вместе обсудим, прикинем свои возможности. Несколько раз Владимир Аркадьевич Киверин услышит какую-нибудь мелодию и предлагает нам ее спеть: «Я вижу вас с этой песней». Так, всеобщими усилиями и подобрали репертуар – у нас в нем почти двести песен… Вторая записная книжка заканчивается. На диск точно хватит. Это, кстати, не наша идея — недавно на выступлении к нам подошла женщина и спросила, где можно купить наш диск. Было так приятно! Значит, у нас есть поклонники… Но диска пока нет.
— Вы столько лет поете. Наверное, стали профессионалами?
— Нет, нам еще есть чему учиться. В пении, как и в любом виде творчества, возможности совершенствования безграничны.
— А перед выступлениями волнуетесь, или это удел новичков?
— Колотит каждый раз перед выходом на сцену! Вот Румия Ибрагимовна уже 40 лет на сцене, а каждый раз волнуется.
— Да, перед каждым выступлением нужно брать себя в руки, — соглашается Румия Ибрагимовна. – А девочки у нас большие умнички. Я ими горжусь. Спасибо им, что не бросают коллектив.
— У кого-то из нас близкие сначала не принимали всерьез наше увлечение пением. Мужья могли выражать недовольство: куда это вечером пошла? А теперь сами на репетицию привозят. Тащим с собой детей, внуков. Этим счастьем хочется с ними поделиться.
— Мы выступали в разных условиях – и под проливным дождем, и в жару. На днях деревень комары тучами вьются, а ты поешь и думаешь: да пускай жрут! Сам процесс сборов на концерт, поездка в автобусе – это дарит воодушевление и радость. Часто случаются забавные истории. Один раз почему-то спели два одинаковых куплета подряд, в процессе поняли, переглянулись… продолжаем петь. Никто из зрителей вроде бы не догадался. Потом смеялись.
— Как руководители учреждений, где вы работаете, относятся к вашим отлучкам с работы, связанным с выступлениями и репетициями?
— С пониманием. Мы ведь и поселок представляем, а не только для своего удовольствия. А репетируем в обеденное время, по вечерам.
— Нас иногда спрашивают, платят ли нам зарплату за выступления. Конечно, нет – мы поем для удовольствия. Каждая, так уж получилось, поет с детства. Мы без пения не можем, это увлечение, потребность, привычка, призвание, да просто это наша жизнь. Одна из нас вообще сбежала из медсестер в культурные работники…
Я покидаю зал «Юбилейного» и репетиция хора, прерванная нашей беседой, возобновляется. Вслед мне несется красивая песня про любовь. Яркие, звонкие, сильные голоса девочек сливаются вместе так гармонично и ладно, что незнакомая мелодия мгновенно проникает в душу, заставляет остановиться и послушать. Каждая песня – это история и невозможно уйти, не узнав, чем она закончится…
Для каждой из девочек коллектив — вторая жизнь. Каждая репетиция – это встреча дорогих друг другу, близких людей. Каждый концерт – событие, перед которым они буквально преображаются, расцветая накрашенными губками, румянами, блеском вмиг помолодевших глаз и расшитых бисером костюмов. Еще немного — и они вновь будут на сцене, еще немного — и вновь заиграет гармонь, вновь польется песня и вновь взорвется аплодисментами зал. А потом они разойдутся по домам, но перед этим обязательно прозвучит вопрос: «Румия, а когда следующая репетиция?»…
Е. Михалицына