Всякий родится,  да не всякий  может за руль садиться

Всякий родится, да не всякий может за руль садиться

Рубрика «Один день из жизни» хорошо знакома вам, дорогие читатели. Мы уже писали о том, как проходит один день из жизни врача, соцработника, главы территориального отдела. Сегодня мы расскажем вам об одном из дней… инструктора по вождению.

Водительский стаж Сергея Николаевича Березина более 35 лет, из них почти 14 он работает инструктором в авто-школе. Рабочий день начинается обычно: подъем в шесть утра, легкий завтрак. К восьми утра – на работу в вечернюю школу за путевыми листами, затем на скорую – поставить отметку о том, что здоров. Все это «на автомате», и поэтому занимает минимум времени. В начале девятого Сергей Николаевич уже отправляется с первым учеником на автодром.

Так, Сергей, скажи-ка, для чего у нас в автомобиле педаль сцепления? – спрашивает Сергей Николаевич своего ученика уже в автомобиле, и сам же за него отвечает: «Правильно, для плавного начала движения с места, для переключения передач. Давай, Серега, ты же все это знаешь. А тормоза для чего?»

Для остановки автомобиля, для притормаживания, — неуверенным голосом отвечает молодой человек.

Педаль газа?

Для увеличения и уменьшения скорости.

Стояночный тормоз сам за себя говорит, да?

Да, ставить автомобиль, чтобы никуда не укатился.

Все. Ну, давай, поехали.
Ученик автошколы заводит «Ладу Калину», пытается тронуться с места, плавно опустить сцепление и… автомобиль глохнет. Заводит, трогается и снова глохнет. И так несколько раз.

Сергей, что с тобой сегодня. Со страху что ли?

Просто сзади еще один человек сидит, — недовольным голосом говорит ученик, указывая на мое присутствие.
Да, этот день я решила провести с учениками и мастером по вождению. Вспоминаю себя, впервые севшую за руль автомобиля, улыбаюсь, объясняю, почему я тут, уговариваю не обращать на меня внимания, и представить, что в машине пассажиров нет. Кажется, уговорила.
-Так, плавно поехали, медленно отпускаем сцепление и добавляем газу. Не торопись, — продолжает рассказывать азы вождения опытный инструктор и, обращаясь ко мне, добавляет: «Вот так вот и учим!»
С третьего раза машина тронулась с места и уверенно стала набирать скорость. Переключение передач, включение поворотников «направо-налево», притормаживание, проезд по горке — и вот мы уже исколесили весь автодром. Путь один и тот же, параллельная парковка и бокс пока подождут, рано еще. К усложнению упражнений здесь подходят постепенно. В учебной машине, как и положено, у инструктора есть дублирующие педали, но к ним прибегают только в экстренных случаях. Такие случаи, кстати, по признанию инструктора, тоже бывают.
Сергей Николаевич рассказывает, что обучаться в автошколе парням легче, чем девчонкам. А вот тем, кто постарше, и вовсе сложно дается эта непростая наука. Как ни странно, есть даже такие, кто так ее и не постиг. За годы работы Сергей Николаевич, можно сказать, учится вместе со своими курсантами: они – водить машину, а он – психологии общения с людьми и искусству преподавать.
Когда-то давно Сергей Николаевич также получил здесь водительское удостоверение, обучаясь в Тоншаевском СПТУ. С самого начала ему очень легко давалась эта наука, хотя он и представить не мог, что именно с вождением будет связана его будущая профессия.
Молодой ученик уверенно переключает передачи, правда, допуская небольшие ошибки. Инструктор реагирует на происходящее спокойно:

Обучающийся должен чувствовать себя за рулем расслабленно и уверенно, для этого я здесь и нахожусь, — продолжает он беседу. — Человеку важно почувствовать, что вести машину – это удовольствие. Пока он может допускать ошибки, это ведь процесс обучения. Часто переучиваем тех, кто уже немного имел навык вождения, у таких учеников поправляем последовательность движений — такое тоже бывает. Расстроить или напугать новичка может все что угодно: опасная ситуация, собственная неудача на дороге или другой водитель, который ведет себя по-хамски.

Да у меня уже ладони вспотели, — прерывает нашу беседу неопытный ученик. — И так жарко стало!
Остановка на перерыв или перекур и… поехали дальше. Как обычно, два урока по сорок пять минут для ученика пролетели незаметно, мне же они показались вечностью – переживала за Сергея-младшего, чтобы ни в чем не ошибся, за инструктора – чтобы он обязательно добился желаемого результата, и за себя, конечно – когда за рулем водитель без прав, чувствуешь себя неуверенно.
На автодром подъехала еще одна учебная машина, где за рулем находилась молодая девушка.

Сергей Николаевич, обогнать можно? – интересуется ученик у своего инструктора.

Давай, Сережа, покажи нам класс, — зачем-то вмешиваюсь я в процесс, хотя понимаю, что по правилам должна сидеть молча.

Не надо, — твердым уверенным голосом сказал инструктор и продолжил, — класс лучше потом показать, на экзамене.
Время первого обучающегося заканчивается, инструктор спокойным голосом объясняет курсанту, что ему предстоит доехать до автошколы, и тут мне становится немного не по себе. Одно дело, почти пустой автодром и совсем другое — пусть не очень оживленная, но все-таки автотрасса со встречными фурами и лесовозами. В голове сама собой уже промелькнула мысль о том, сколько раз нам будет необходимо повернуть и где уступить дорогу. Почему-то интересуюсь у инструктора, случались ли в его практике ДТП во время обучения (и почему вдруг заинтересовалась)?

Нет, Слава Богу, такого не было, — отвечает Сергей Николаевич, — ведь на дорогу мы выезжаем не сразу, а после того, как ученик немного освоится за рулем. Да и не забывайте, что у меня тоже имеется педаль тормоза.
… Следующая смена. Молодая девушка уже ждет машину. Снова автодром и снова разбор ошибок. И так до самого вечера: девчонки и мальчишки, девушки и юноши, женщины и мужчины, молодые и не очень, все разные, каждый со своим характером и настроением. Под всех Сергей Николаевич пытается подстроиться, найти индивидуальный подход к каждому. Сегодняшний день близится к концу, а завтра наступит новый, и Сергей Николаевич вновь сядет на инструкторское место, чтобы учить, наставлять, подсказывать. Но каждый его новый день совершенно не похож на предыдущий, ведь в нем все складывается совершенно иначе.

Знаете, а мне нравится моя работа, — неожиданно заявляет Сергей Николаевич, прежде чем мы расстанемся, — да это уже даже не работа, а увлечение. Когда я вижу счастливые глаза учеников после сдачи экзамена — это моя самая высшая награда!..

Валентина ШИШКИНА.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *