Первая учительница,  как вторая мама

Первая учительница, как вторая мама

Шум и беготня в крыле для начальных классов Пижемской школы. Перемена! Учителя присматривают за ребятами, ни на миг не оставляя их, но никто не одергивает расшумевшихся учеников. Зато пока я жду, когда Марина Виссарионовна Дуплякова отправит своих третьеклассников на урок физкультуры, не вижу ни одного школьника, уткнувшегося в телефон.

  • У вас под запретом гаджеты? – интересуюсь у Марины Виссарионовны, когда наконец звенит звонок и наступает благословенная тишина.
  • Это не запрет, а уговор с родителями. Они пошли нам навстречу и поддерживают просьбу ограничить использование телефонов в школе. Разумеется, у всех детей они есть. Но я и мои коллеги настоятельно просим звонить детям только на переменах и только в крайнем случае.
  • Как же ваши уши выдерживают этот шум на каждой перемене?!
  • Привычка, мы его уже попросту не замечаем. Детям обязательно нужно двигаться, это для них отдых. Зато на следующем уроке они будут более собранными и внимательными – ведь они переключились с умственной активности на физическую, выплеснули энергию, а значит – отдохнули…
    Для нашей встречи с Мариной Виссарионовной, помимо профессионального праздника, есть еще несколько поводов. Об одном из них я скажу в конце, а другой – это то, что нынешний год в ее карьере учителя юбилейный. Ровно 30 лет назад она пришла в Лесозаводскую школу на свой первый урок.
  • Учителями, наверное, рождаются – все мы в детстве играли «в школу» и мечтали учить. У Вас тоже так было?
  • Конечно! Ну и, наверное, все же было у меня что-то такое в характере, потому что Татьяна Вячеславовна Калина, мой классный руководитель в Ошминской школе, видела меня учителем математики.
  • А если не учительницей, то кем Вы могли бы стать?
  • Связала бы свою профессию с цифрами – очень любила математику в школе. Наверное, стала бы экономистом или бухгалтером.
  • Что это такое для Вас – «любить детей»? Надо ли любить всех без исключения?
  • Любить детей нужно обязательно! Можно быть очень умным и грамотным учителем, но если ты не умеешь уважать и любить детей, то они это почувствуют сразу. В моей работе самое для меня ценное – это именно общение с детьми. Они добрые, непосредственные, доверчивые. Они взрослеют и меняются на моих глазах. На весь период обучения я становлюсь для учеников мамой – не побоюсь этого слова. Каждый раз с учениками очень тяжело расставаться. Помню каждый свой выпуск, многие родители становятся моими друзьями. Так здорово, когда твои повзрослевшие выпускники приводят в первый класс уже своих детей! Я очень люблю и ребят, и свою работу. Знаете, я ведь тоже учусь вместе с ними – и не только терпению, смирению, любви, а и более приземленным вещам. Например, иногда обращаюсь к ним за помощью в освоении гаджетов, они могут мне подсказать что-то, как переключить шрифт, например.
  • Удивляют ли Вас современные дети?
  • Они такие же обычные дети, как и во все времена. Да, более продвинутые и активные. Но они также нуждаются в любви, в доверии, в общении с компетентным и отзывчивым взрослым. Вот родители, пожалуй, изменились. Очень многие ошибочно полагают, что школа должна полностью заниматься образованием и воспитанием детей. Это не так, ведь семью невозможно заменить даже самой лучшей школой. А еще некоторое время назад мне стало казаться, что потерялся авторитет учителя – родители стали считать, что лучше знают как учить, перестали прислушиваться к учителям. К счастью, теперь я этого больше не ощущаю. С родителями моих ребят у меня налажен контакт. Свое мнение я им никогда не навязываю, если какая-то проблема – озвучиваю ее, и мы вместе ищем пути решения. Мы слышим и понимаем друг друга, и это очень для меня ценно.
  • Какой совет Вы могли бы дать начинающему учителю? В чем секрет успеха педагога?
  • Кажется, еще совсем недавно я и сама училась у старших коллег… Когда-то и мне дали такой совет: главное – это дисциплина, настрой перед уроком. А дисциплина складывается из мелочей. Вы, наверное, заметили, что я прошу детей на перемене навести порядок на столе, подготовиться к следующему уроку заранее, перед тем, как выбежать в коридор отдыхать. Это важно. Я должна помочь ребенку вырасти организованным, научить учиться, ставить перед собой задачи, находить решения и делать логические заключения. У меня уже немаленький стаж работы, но я до сих пор тщательно готовлюсь к урокам. Как же я буду учить дисциплине и собранности, если сама не буду такой?
  • Думаю, каждого родителя волнуют вопросы: что самое важное в начальной школе? Как подготовить ребенка к первому классу? Нужно ли научить читать, писать? Требования к детям растут, растет и беспокойство, ведь всем хочется видеть своих детей умными и успешными.
  • Задача родителей – привить детям навыки самообслуживания и самоорганизации соответственно возрасту. Ну элементарно – шнурки завязывать, портфель самостоятельно собирать. Нужно научить аккуратно раскрашивать, штриховать, надо развивать мелкую моторику – готовить руку к письму. А научить читать и писать – это уже задача учителя. Если ребенок читает – это хорошо, но не обязательно. Мы научим!

Среди родителей пижемских ребятишек имя Марины Виссарионовны – как знак качества: попасть в ее класс считается большой удачей. Но не только родителями и коллегами ее труд оценен по достоинству: в канун профессионального праздника Марина Виссарионовна Дуплякова, учитель начальных классов Пижемской средней школы, награждена Почетной грамотой министерства Просвещения Российской Федерации. Это – признание и высокая оценка заслуг учителя.

Елена МИХАЛИЦЫНА.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *