Пасху в деревне ждали все, от мала до велика. Готовились к ней загодя: драили полы и потолки, мыли окна, ткали новые половики, вязали кружевные занавески, вышивали полотенца на иконостасы. Старожилы рассказывали о том, как важно в великий четверг встать раньше всех, влезть на крышу, прихватив кринку с молоком, и взбить деревянной мутовкой масло, чтобы весь год жить безбедно – раз масло копится, значит, и жизнь ладится.
Анютке сшили к Пасхе новый сарафан из ситца, и ох как трудно было ей дождаться заветного дня! Под тополями среди деревни дед Федор специально к этому дню смастерил огромные качели: забавляйтесь, ребятня! Накануне баню истопили рано, все засветло намылись, и все были заняты делом: мать хлопотала на кухне, старшие дети помогали по хозяйству.
— Завтра солнышко играть будет, — рассказывала мать, ставя тесто на пироги, — только в Пасху можно увидеть, как солнце играет. Не проспите, ложитесь с вечера, так все сами увидите.
Анютка еще раз разгладила руками приготовленный на утро сарафан и отправилась на полати, боясь проспать. Ей показалось, что она и глаз еще не сомкнула, но на дворе громко пропел петух, возвещая о том, что уже утро. Она приоткрыла глаза: за окном едва брезжил рассвет.
— Не проспала, — Анютка улыбнулась, и ощущение праздника полностью овладело ей. Она тихонько пробралась к выходу, сунула ноги в старые обрезанные валенки, и, накинув на плечики полушалок, вышла на крылечко. Утренний холодок пробежал по телу, но думать об этом было некогда: из-за крыши соседнего дома показалось солнце, оно медленно поднималось вверх, раздвигая собой серую дымку – остаток уходящей ночи. Ручонка невольно потянулась к солнцу, и вдруг – о чудо: маленький желтый шарик оторвался от солнечного круга и полетел прямо к Анютке. Вот он, все ближе и ближе, и при этом все меньше и меньше, вот уже совсем превратился в горошинку… Анютка подставила ладошку – маленький желтый шарик сел на ладошку и тут же исчез, оставив ощущение тепла и радости. Глянув на солнце, она увидела, как еще один шарик оторвался от круга и полетел ей навстречу, потом еще один, еще, еще! Розовые, красные, желтые шары один за другим летели к ней, и исчезали, едва коснувшись маленькой ручонки. И вот уже они совсем разыгрались: прыгают как мячики, толкаются, обгоняют друг друга, спешат на землю и вновь исчезают. Прыгает вместе с ними и солнце, раскидывая свои лучи по разным сторонам, играя и радуясь новому дню, и даже кажется, что оно озорно подмигивает и весело улыбается. И маленькие шарики-горошины тоже озорничают, как будто поддразнивают Анютку: лови нас, лови – а вот и не поймала!
— Анютка, иди домой, — позвала мама.
Радостная Анютка на миг оторвала взгляд от солнышка и повернулась на голос, собираясь что-то ответить, а когда вновь глянула на солнце, пляшущих шариков уже не было, высоко в небе светился огромный шар, яркий и слепящий, и смотреть на него не получалось. Но ощущение того, что она, Анютка, видела, как играет в Пасху солнце, да и не просто видела, а сама играла вместе с ним, не покидало ее весь день.
С той поры прошло лет 70-75. Много мнений есть на тот счет, действительно ли играет солнце в светлый праздник Пасхи Христовой, или это мистика, простое преувеличение, воображение сознания, так сказать. И только бабушка Анна точно знает, что это все – не выдумка! Играет солнце в Пасху, играет так, что ничто с этим чудом сравниться не может, и увидеть это возможно всего лишь раз в жизни, да и то, знать, не каждому удается!
Т. Посаженникова