И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Дети любят рисовать. Они радуются, когда это у них получается хорошо, и огорчаются, если рисунок не удался. Первые неудачи вызывают разочарование, формируют неуверенность в себе. Задача воспитателя – развить у детей те индивидуальные качества, которые помогают успешно воплотить творческий замысел, а для этого у ребенка должен быть интерес и мотив деятельности.
Основным мотивом, побуждающим к творчеству, для ребенка-дошкольника является стремление сделать по-своему, чтобы получилось так, как ни у кого другого. Реализовать это стремление помогают нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые привлекают дошкольников своей новизной и отсутствием регламентированных действий (дети рисуют, чем хотят и как хотят). Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие творческой личности, формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Опыт работы педагогов нашего дошкольного образовательного учреж-дения показывает, что на первом этапе работы по развития творческих способностей – знакомство с нетрадиционной техникой – у детей появляется интерес, желание рисовать и творить, они неоднократно и регулярно используют новый способ изображения в самостоятельной деятельности. На втором этапе – закрепление использования нетрадиционных техник в создании рисунков и игрушек во время непосредственной организованной деятельности – педагоги отмечают у детей повышенный интерес к разнообразным методам изображения, дети получают удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом.
Большой интерес вызывает реализация третьего этапа – использование ребенком нетрадиционных техник рисования дома, привлечение внимания родителей к данной форме детского изобразительного творчества. Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами ознакомления родителей (беседы, наглядная информация в уголках творчества, индивидуальные консультации, анкетирование) наиболее рационально и эффективно использовать практические методы. Так, очередная встреча родительского клуба «Весёлая семейка» была проведена в форме мастер-класса для родителей по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования и носила название «Волшебные краски». Главной задачей этой встречи было показать родителям, как важно «необычное» рисование для развития творчества детей. Дружеская, добрая атмосфера объединила педагогов детского сада и неравнодушных родителей, которые в этот день посетили три творческие мастерские: «Рисование пекинской капустой и зубной пастой», «Рисование ладошкой и пальчиками», «Рисование-микс: печатки, поролон, ватные палочки, ватные диски». Заметим, что дети чувствовали себя как рыбы в воде, ведь для них не ново рисовать не только с помощью перечисленных материалов. На занятиях они с удовольствие рисуют песком, солью, пеной для бритья, чайными паке-тиками, используют для рисования целлофановые пакеты, расчески, овощи. Родители имели возможность заняться незнакомым, интересным, полезным делом, поучиться у педагогов и собственных детей создавать простые художественные образы с помощью непривычных для рисования материалов. И у них получилось! Обсуждение прошедшей встречи, планы на будущее, советы и рекомендации педагогов окрасили традиционное чаепитие в живые сочные краски. Участники мастер-класса остались довольны, каждый ушел домой с позитивным настроением, с богатым при-обретенным опытом, и ожиданием новой встречи в дружном коллективе родительского клуба «Весёлая семейка».
М. Кокоулина, воспитатель д/с «Малыш» п. Пижма.
Фото автора