В небольшом уютном доме в селе Ошминское, на улице Зеленой много лет живут-поживают Анна Родионовна и Леонид Александрович Нечаевы. Недавно они отметили золотой юбилей совместной жизни.
Дожить до золотой свадьбы, пронести через годы и сохранить свою любовь выпадает только избранным. 50 непростых лет берегли они свой семейный очаг, не давая погаснуть в нем огню, оберегая свою любовь от злых ветров.
За плечами у этих добрых, милых людей целая жизнь с ее радостями и печалями. Им есть что рассказать, вспомнить те годы, когда оба были молоды, здоровы. Леонид Александрович родился в деревне Кузнецы Кировской области в далеком 1942 году. Отца своего ему не пришлось увидеть – он умер еще до рождения сына. Жили с бабушкой, еще были брат и сестра. Мать все время на работе, время было тяжелое, голодное: шла война. Первый класс Леонид закончил в школе деревни Кузнецы, а потом мать решила переехать на жительство в деревню Волки. Почему в эту деревню? Да потому, что было какое-то послабление, какие-то подъемные что ли давали, вспоминает Леонид Александрович. Учеба ему давалась легко, хотя пришлось учиться в разных школах: и в школе деревни Махалята, и в Шукшумской, даже в интернате, который был в Шукшуме в те годы, пришлось пожить — расстояние до школы было семь километров, каждый день туда и обратно не находишься. Запомнилась ему учительница Надежда Алексеевна Михалицына. Учитель в деревне первым человеком был, с ним за версту здоровались.
С ранней весны и до поздней осени деревенские ребятишки работали в колхозе. Особенно нравилось пареньку то, что за каждым школьником была закреплена лошадь. Работы в колхозе было много. «Окончил семь классов с похвальным листом», — с гордостью рассказывает Леонид Александрович. На этом его учеба закончилась полностью, хотя учиться ему очень хотелось. Работал в колхозе на лошади, был дисциплинированным, ответственным. В 1960 году его направили от военкомата учиться на шофера. Получил права, дали ему старенькую машину, и вот уже на машине он снова работает в колхозе. А тут и время в армию пришло идти. Служить хотелось. Да и как иначе, в деревне считалось в то время — если не сходишь в армию, то вроде как бракованный. Три года прослужил на севере в ракетных войсках, письма из дома приходили, ждали его. А он, демобилизовавшись, не заезжая домой, по комсомольской путевке с армейскими друзьями махнул в Павлодар целину осваивать. Молодые крепкие руки требовались везде, а он шофер! Ему там нравилось. Многие девушки заглядывались на красавца-шофера, только по ночам ему снилась родная деревня, мама, родные. В письмах мать просила приехать, не хотелось ей, чтобы сын жил вдали от дома. Решил съездить. Дома мать не могла наглядеться на сына, уговаривала остаться, плакала. Пожалел он мать, сказав: «Я приеду, съезжу только, уволюсь и вернусь». Так и сделал, хотя и друзья уговаривали остаться, да и начальство не отпускало. Вернулся домой, ему сразу машину новую дали. И опять крутил баранку, различные грузы возил. Часто его машина ездила через нашу деревню Колобово, и деревенские мальчишки с замиранием сердца смотрели ему вслед, говорили мечтательно: «Буду шофером, как дядя Леня Нечаев».
Мать все чаще говорила: «Женится бы надо, сынок». На что он отвечал: «Подождем с годик». Суженая его Анна Родионовна Окунева родом из деревни Волки, матери его очень нравилась: работящая девушка, скромная. «Пойдем свататься», — сказала мать, а слово матери — закон, не перечили раньше родителям.
Свадьбу справили шумно, весело, с песнями, плясками под гармошку. Три дня вся деревня гуляла. Давно это было, много воды утекло с тех пор… Оба продолжали трудиться в колхозе, лишь названия колхозов менялись: «1 Мая», «Многоречье», «Заря», «Новая жизнь». С теплом супруги вспоминают прежних председателей, особенно Сергея Васильевича Кислицына. Строгий был, при нем уже в шесть утра колхозники должны были быть на работе. Запомнилось, как он просил убрать клеверное поле. Клевер сильный и надо за день было убрать, так он сказал: «Уберем сегодня за день — дам три дня выходных. Знаю, что и дома у вас работы полно». И все старались: и мужики, и женщины. Дружный, работящий народ жил в деревне. Сенокос был настоящим праздником. В обеденный перерыв бежали на речку Арша купаться, и снова работа до вечера. Любая техника была подвластна его рукам, будь то трактор, машина. За работу в колхозе отмечали Нечаевых на всех собраниях, а Анне Родионовне как-то раз даже красный флажок дали, потому как трудилась, не считаясь со временем. Дома хозяйство держали — как без коровы в деревне? Дети росли, жила с ними мать Анны Родионовны, по хозяйству помогала, с детьми водилась. До самой смерти с зятем прожила, и жили хорошо, дружно.
Может, и жили бы Нечаевы в своей родной деревеньке Волки, да неперспективными стали деревни. Стали уезжать семьи с детьми, начальную школу в деревне закрыли — некого стало учить. Вот и они поехали. Дом приглядели в селе Ошминское, купили. Сколько ремонта там было! Зато школа рядом. Сами работали: он на машине, она дояркой, потом на овцеферме восемь лет трудились. А в 1992 году не стало совхоза «Ошминский», большое хозяйство разделилось на несколько фермерских хозяйств. Нечаевы организовали свое КФХ, и руководителем его стал Леонид Александрович. Скот держали, пахали, сеяли — так и до пенсии доработали.
Вся их жизнь связана с деревней. Вот только тревожит очень их положение дел в сельском хозяйстве. Не мычат больше коровы, нигде не увидишь лошадь, не слышно переклички петухов по утрам, куры сидят по своим дворам и на улицу не выходят, как раньше… Больно и обидно за судьбу деревни. Часто вспоминают они свою родную деревню Волки, мысленно видят каждый дом, школу, магазин, жителей. От большого когда-то села остался один дом в память о том, что когда-то здесь кипела жизнь, была деревня протяженностью 2 км. 400 м. — это Леонид Александрович точно знает: сколько раз на машине ездил!
Годы промчались как птицы. Выросли дети, завели свои семьи. Родились внуки. Сейчас через дорогу от них дочки живут, сын близко, внуки не забывают. Вот так в мире и согласии живут супруги Нечаевы. Здоровье вот только подводить стало, но они заботятся друг о друге. Леонид Александрович четко следит, чтоб жена таблетки вовремя принимала. «Она же у меня одна», — улыбаясь, говорит он мне. Да и жена отвечает: «И он у меня один, я ведь и в армию его провожала, ждала, очень рада была, что вернулся с целины». Не ошиблась мать Леонида Александровича, женив сына на Анне Родионовне. Крепкая семья получилась, дружная, и дети хорошие выросли. Они не говорят про любовь. Просто берегут и уважают друг друга, и это чувствуется во всем. Не сдаются Нечаевы болезням, держат в своем хозяйстве козочек, кур, а у Леонида Александровича есть еще одно увлечение – пчелы. Так что мед свой, есть чем угостить детей и внуков. Огород держат, овощи свои выращивают, в прошлом году был большой урожай яблок.
В мире и согласии прожили Леонид Александрович и Анна Родионовна пятьдесят лет, правнуков дождались — это ли не счастье?! Я желаю нашим золотым юбилярам здоровья, внимания и заботы близких. Пусть не погаснет никогда счастливой жизни зорька!
Вы полвека вместе зоревали
По дорогам жизненным крутым.
Вы делили радость и печали,
Зной и стужу, боль и весен дым.
Пусть на все оставшиеся годы
Будет теплым ваш уютный дом.
Счастья вам, любви, высоких всходов,
Долгой жизни, солнечной во всем!
Г. Кислицына, с. Ошминское
фото из семейного архива