В день сотрудника органов следствия РФ, который отмечается сегодня, Людмила Васильевна рассказывает нам о своей работе. Людмила, работа в следственном отделе больше подходит мужчинам, чем женщинам. Почему вы все-таки решили стать следователем?
В детстве я вообще мечтала работать в полиции, мне очень нравилась красивая форма с погонами. Закончила Нижегородскую правовую академию и начинала службу в Нижнем Новгороде в отделе дознания по Советскому району. И как-то так получилось, что встретила случайно Олега Анатольевича Ложкина, в то время он работал в отделе кадров в Тоншаевском отделении полиции. Он мне предложил должность следователя в родном поселке. Немного подумав, я согласилась, так сказать, решила быть ближе к родным.
По Вашему мнению, каким самым важным качеством должен обладать следователь?
Самое главное – это найти нужный подход к любому человеку. Надо быть психологом, чтобы подобрать необходимый ключик к каждому. При этом, и сам следователь должен обладать устойчивой психикой. И кроме этого много сложностей: у нас ненормированный рабочий день, приходим в отдел к девяти утра, а уходим… как получится. Здесь необходим интерес к своей работе, если его нет, то просто ничего не получится. Также следователь должен осознавать ту долю ответственности, которая ложится на его плечи. Ведь по материалам дела, которые он наработает, в суде будет решаться судьба человека или нескольких человек. Я уверена, что не каждый может все это выдержать.
Вам хотелось когда-нибудь отказаться от ведения уголовного дела?
В своей следственной практике я ни разу не просила передать уголовное дело другому следователю, каждое хочется довести до суда, чтобы обвиняемый понес наказание в соответствии с законом.
Вы специализируетесь на каких-то определенных уголовных делах в соответствии со статьями УК РФ или ведете любые производства?
У нас нет распределения дел, каждый следователь обязан уметь расследовать любое преступление. Кроме ежедневных будней, мы периодически, в соответствии с графиком, заступаем на дежурство на сутки, во время которых выезжаем на любое происшествие. Суть дела заключается в том, что человек преступил закон, а если следователь будет специализироваться на чем-то одном, то он перестанет развиваться.
Раскрытие дела — повод для гордости?
Скорее, для самоутверждения. Удовлетворение от того, что есть результат: виновный получил по заслугам, а потерпевшему возмещён ущерб.
Часто ли встречаются рецидивы? Или все-таки человек, попавший на скамью подсудимых, осознает свои ошибки и делает правильные выводы?
Случается всякое. Недавно расследовала уголовное дело, участником которого был человек, с которым я сталкиваюсь, наверное, уже в третий раз. Такие случаи не редкость. Некоторые из тех, с кем уже приходилось работать, просят, чтобы именно я расследовала их дело. А однажды один из осужденных после выхода на свободу специально приехал сразу ко мне, так сказать, показаться. Вот, мол, исправился. Хочется верить в таких.
Людмила, какое уголовное дело запомнилось Вам больше всего?
Смешной случай, который когда-то давно произошел в Пижме. У одной бабушки украли кур, мы приехали и сразу решили: «Ну, все — глухарь». Произнесли это вслух, имея в виду, что дело раскрыть будет сложно. Прошло какое-то время, звонит в полицию эта женщина и говорит: «Смотрите, у меня ведь кур украли, а не глухаря. Вы там не перепутайте».
Получается, что нераскрытые уголовные дела тоже бывают?
К сожалению, да, но мы стремимся к тому, чтобы каждое дело было раскрыто. Мне нравится быть полезной обществу и видеть результаты своей работы. Наши действия приносят пользу законопослушным гражданам, и это, безусловно, радует. Удовольствие мы получаем, когда видим благодарные глаза граждан. После этого люди смотрят на нас совсем по-другому, начинают с уважением относиться к сотрудникам полиции.
Что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?
Больше свободного времени на личную жизнь, меньше работы, терпения, спокойствия и здоровья. Остального мы добьёмся сами.
Спасибо вам за беседу. С профессиональным праздником!
Валентина ШИШКИНА.
Фото из личного архива