Бабушка Нина с улыбкой встречает гостей на пороге почерневшего от времени многоквартирного деревянного барака. К труженице тыла Нине Егоровне мы приехали вместе с Ольгой Сергеевной Зариповой, заместителем председателя рабочей группы ФКУ ИК-4 по взаимодействию со СМИ.
Как-то само собой получается, что Нину Егоровну мы, не сговариваясь, начинаем называть бабушкой: ее морщинки, добрая улыбка, деревенский выговор напомнили каждой из нас свою бабушку. Да и нами услышанный рассказ – история простой деревенской женщины, чье детство и юность пришлись на годы Великой Отечественной войны – до боли знаком и отличается от рассказов многих ее ровесниц лишь незначительными деталями.
— Нина Егоровна, сколько же Вам лет?
— Даст бог, доживу, так первого августа будет девяносто один, — с гордостью сообщает она. – По дому многое сама делаю: воду ношу с колонки, стираю на себя и даже в баню одна хожу. Нитку в иголку сама вдеваю, без очков! В магазин, правда, ходить побаиваюсь: упаду еще, будут на меня внимание обращать, — смеется она.
Особой нужды делать домашние дела у бабушки Нины нет – ее дочь Валентина Афанасьевна живет в соседней квартире, буквально в паре метров от матери, и во всем помогает. Но самостоятельность для Нины Егоровны — вопрос принципиальный. Встать поутру, потихоньку наносить воды и постирать белье или успеть затопить печку раньше дочери – такие рутинные дела, возможно, и придают ей силы. За много лет привычка трудиться, не сидеть без дела, никому не быть обузой стала необходимостью. А что дочка потом выговор сделает – Нина Егоровна примет с лукавой улыбкой, но с твердым убеждением: «Пока могу – все буду делать сама!».
Она родилась в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области в большой дружной семье. Пятерых детей – у нее было три сестры и брат – отец воспитывал один, мама умерла рано от болезни. С восьми лет Нина уже вовсю трудилась в колхозе, вместе с другими детьми помогая взрослым на полях. Вспоминает, как грузили тяжелые снопы, поддевая их маленькими рогульками, сделанными специально для детских ручек. Зимой сортировали зерно, стоя на специальных подставках: все «рабочие» были настолько малы, что без подставок не дотянуться! Взрослым засчитывали полные трудодни и ставили в тетради учета по одной палочке за день, а детям – всего по пол-палочки. Хотя трудились ребятишки с полной отдачей сил, до кровавых мозолей на ладошках.
Начало войны запомнилось Нине Егоровне тревожными слухами о бомбежках города Горького, слезами женщин, первыми похоронками, вскоре прилетевшими в соседские дома. А ближе к концу войны и в их дом пришла беда – в Польше погиб единственный брат Нины Егоровны. Похоронку на него она хранит до сих пор.
— Голодно было в войну, — вспоминает бабушка Нина, — ели даже траву. У отца было небольшое хозяйство – корова, поросенок, куры. Но и мясо, и яйца, и молоко, и даже навоз нужно было сдавать в колхоз, государству. Помню, когда работали в колхозных складах, просили кладовщицу: «Нюр, дай горошку!». Она пускала нас в хранилище, строго наказывая брать совсем понемножку, чтобы сразу съесть. Возьмем, сколько в кулак влезет, и так вкусно было!
День Победы Нина встретила уже студенткой ремесленного училища города Горького. Она до сих пор помнит, как председатель колхоза пришла к ее отцу: «Егор, посылаем двух твоих девчонок в город, учиться!». Это не обсуждалось. Учиться отправляли всем колхозом, выделив поступающим по пуду муки, пять литров молока, телогрейке, по паре валенок и по 20 рублей. Получив профессию фрезеровщицы, Нина стала работать. А потом встретила будущего мужа, с которым они и приехали в начале 60-х годов в поселок Буреполом Тоншаевского района.
Здесь Нина Егоровна трудилась ремонтницей на УЖД, техничкой в школе, поваром в воинской части. Вся ее жизнь связана с физическим трудом. Поэтому и сейчас, в преклонном возрасте, долго отдыхать она не любит – привычка двигаться, что-то делать, а еще (и это очень важно!) замечательное чувство юмора и умение посмеяться над собой не дают ей болеть. Крепкое это поколение – поколение победителей!
Немало радостей у Нины Егоровны, а главная из них – это дети, внуки и семеро правнуков. Все они – частые гости в доме бабушки. На лето обязательно приезжают, и становится в ее тихой квартирке шумно и весело. И вот еще один повод для оптимизма — им с дочерью обещана новая квартира в строящемся сейчас доме, и Нина Егоровна мечтает наконец узнать, каково это – жить в доме с удобствами!
Праздник 9 Мая для бабушки Нины особенный и всегда долгожданный. Она старается обязательно сходить на митинг, чтобы почтить память погибших, пообщаться с односельчанами и попробовать вкусной солдатской каши из полевой кухни. Прощаясь, мы по очереди обнимаем Нину Егоровну, поздравляя ее с наступающим праздником. В ее жизни отразилась одна из самых тяжелых страниц истории нашей страны. Их поколение особенное: они обладали мужеством, стойкостью и жертвенностью, будучи еще совсем детьми.
Сильные духом люди… Из тех, на ком держалась и держится земля русская.
Е. Михалицына (при участии рабочей группы ФКУ ИК-4 по взаимодействию со СМИ).
Фото автора