Базар

Базар

Конкурс «Земля и земляки»

Базарный день в Пижме был всегда в воскресенье. В субботу, когда вся семья сидела после бани за чаем, отец спрашивал:
— Ну, какие планы на завтра?
— Да ничего особенного не намечается, — отвечала мама.
— Тогда на базар надо сходить, давно с Полей и Борисом Зубовыми не виделись, он небось опять на гармошке играть будет. Да часы карманные Пантелею в ремонт отдать.
Утром наряжались: отец надевал новый костюм, долго спорили – надо ли галстук к рубашке, но отец был непреклонен: «Шляпу надену, а галстук – нет!». Мама надевала крепдешиновое платье, тонкие капроновые чулки с шовчиком и ажурной пяткой, туфли на высоком каблучке в тон платья. А потом было самое красивое: она распускала свои волосы, густые, ниже пояса, расчесывала их. Волосы у мамы были с рыжинкой и в солнечных лучах казались золотыми. Заплетала две косы и укладывала короной вокруг головы. Доставала маленький пузырек с духами. Аромат «Красной Москвы» помню до сих пор.
В этот раз и мне посчастливилось побывать с родителями на базаре: волосы отросли, и надо было сделать «прическу» к школе, как мама сказала. Нарядили и меня в любимое штапельное платье с синими и красными мячиками, сшитое мамой, на ноги – белые носочки с каемочкой и красные туфельки, что достались мне после двоюродной сестры Альки.
На базаре все было необычно: слева у входа стояли в загоне коровы и овцы на продажу, на телеге в ящике дружно хрюкали поросята. Тут же стояли плетюхи с сеном и мешки с овсом и рожью.
Приезжие «художники» изготовляли «ковры» с помощью красок, валиков и трафаретов на старых байковых одеялах и покрывалах заказчиков. Несколько человек стояли в «Фотографию» к Андрею Черепанову.
В центре базара, под навесом, ловкие армяне торговали лавровым листом: штук по 10 в бумажном кулечке. Веселые хохлушки предлагали дынные и подсолнечные семечки, мак, перец горошком в маленьких рюмочках. Пурляне торговали яйцами, молоком, творогом, сметаной. Марийцы – сушеной малиной, черемухой и мелкими яблоками. В магазинчике продавали фруктовый чай плитками, который мы, детвора, очень любили.
Народу на базаре было много: обменивались новостями, приглашали друг друга в чайную – пивка попить.
Чайная находилась за базаром. За прилавком ловкая женщина разливала пиво в большие стеклянные кружки и водку в стаканы маленькой рюмкой. Стену в чайной украшала большая картина – копия «Утро в сосновом бору» Шишкина. Было душно от табачного дыма, шум стоял до потолка. Булочка с всунутым в прорезь кусочком сыра скрасила впечатление. Доедала булку уже на улице.
И «прическу» успели сделать. В каком-то полутемном помещении тетенька отхватила мои косички, вырезала челку, убрала волосы с ушей и шеи, и я стала похожа на мальчишку. «Ну и как в школу пойду? Смеяться будут…», — горевала сквозь слезы я. «Обрастешь до школы», — успокаивала мама. Так закончился мой первый в жизни базарный день.

В начале 60-х годов, когда в поселке еще не были построены клубы, а танцплощадка по воскресеньям работала «на заводе», местом встречи был пижемский базар. Не обзавелись тогда еще жители даже телевизорами, не говоря о компьютерах и телефонах. Современникам трудно представить это время. История…

Г. Смирнова (Зубова), г. Шахунья

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *