Графомоторные навыки у детей

Графомоторные навыки у детей

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс.

На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы.

Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Что такое графомоторный навык?

Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

Неподготовленность к письму может привести к негативному отношению к учебе, тревожному состоянию ребёнка в школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

• Мелкой моторики пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад).

• Чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

• Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

• Все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет рисование орнаментов, узоров.

• Раскрашивание.

• Штриховка. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

• Графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат овалов, линий, крючков и т. д.

Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка и его работоспособности.

Для развития мелкой моторики полезны специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 — 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

– втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

– прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

– катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами;

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

О. Русакова,

районный учитель-логопед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *