Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс.
На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы.
Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Что такое графомоторный навык?
Графомоторный навык – это навык овладения письмом.
Неподготовленность к письму может привести к негативному отношению к учебе, тревожному состоянию ребёнка в школе.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
• Мелкой моторики пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
• Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад).
• Чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
• Изобразительных и графических умений.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
• Все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет рисование орнаментов, узоров.
• Раскрашивание.
• Штриховка. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
• Графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат овалов, линий, крючков и т. д.
Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка и его работоспособности.
Для развития мелкой моторики полезны специальные упражнения:
– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
– составление цепочки из 6 — 10 канцелярских скрепок разного цвета;
– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
– доставание бусинок ложкой из стакана;
– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
– продевание нитки в иголку;
– пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;
– стирание ластиком нарисованных предметов;
– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
– втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
– прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;
– катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами;
– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
О. Русакова,
районный учитель-логопед