Есть такая цитата: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя». И правда, вложение в образование человека на самом деле означает вложение в будущее государства, и оно всегда будет оправданным.
Из последних новостей мы слышим, что Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Что это за шаги, какие изменения ждут наше образование в ближайшем будущем, с какими трудностями сегодня приходится иметь дело работникам этой непростой сферы — об этом мы поговорим с начальником управления образования, спорта и молодежной политики района Мариной Рахимовной Чурашовой.
Марина Рахимовна заступила на должность немногим более полугода назад. Вся ее профессиональная жизнь тесно связана со школой, с детьми. После окончания института она начала трудиться в Тоншаевской школе учителем физики, успела поработать в школах Сухого Оврага и Шайгино. Следующие 15 лет Марина Рахимовна – бессменный руководитель сектора по делам молодежи района, пользующийся заслуженной любовью и авторитетом среди школьников и работающей молодежи. Эти годы стали для нее бесценными в плане приобретения опыта общения с тоншаевскими подростками и их родителями.
— Позади несколько месяцев Вашей работы на новой должности. Уже можно подвести некоторые итоги – с какими трудностями Вам пришлось столкнуться, какие, возможно, есть достижения?
— Радует многое — успехи ребят в школьных олимпиадах различного уровня, достижения наших юных спортсменов, новые автобусы для перевозки детей. Вселяет оптимизм появившаяся возможность участвовать в различных проектах в сфере образования, а их в последнее время очень много. С 2019-го года начали работать 10 новых национальных проектов, и в девяти из них участвует и Нижегородская область. Главная цель всей этой масштабной работы – обновление материально-технической базы школ, а еще более глобальная цель – качественно новый уровень образования, соответствующий мировым стандартам. Расскажу о некоторых начинаниях.
В рамках проекта «Современная школа» создаются центры коллективного пользования для реализации образовательных программ цифрового и гуманитарного профилей. Если сказать проще, это открытие центров дополнительного образования, которые включают в себя два кабинета с зонами обучения информатике, ОБЖ, технологии и игре в шахматы. Центры будут работать параллельно школам, оказывая им помощь. Планируется, что в Буреполомской школе это новшество будет введено уже с сентября этого года. Буреполомцы будут нашими «первопроходцами». Планируем со временем, до 2024 года, ввести это и в других школах. Создаются консультативные центры для родителей, где будет оказываться психологическая помощь семьям с детьми от рождения до шести лет.
Другой проект – «Цифровая электронная школа» — в нашем районе в этом году реализован не будет, но в ближайшем будущем, уже к 2024-му году, – обязательно. Пока в нем участвуют порядка 22 школ области, и, в основном, это образовательные учреждения крупных городов.
— «Цифровая школа» — значит ли это, что дети будут обучаться дома, сидя за компьютерами?
— Нет, условия для такого обучения будут создаваться в школах. И пользоваться ученики будут не компьютерами, а планшетами, с которых будут заходить в личный кабинет (к ним имеют доступ и родители) и выполнять задания. Система сама ставит ребенку оценки, которые идут в электронный дневник.
— Отпадет необходимость в учебниках?
— Да, вместо тетрадей и книг будет мобильное устройство. И это не единственный плюс такого метода. Ведь электронные средства позволяют значительно расширить возможности обучения – это и разноуровневые задания для детей с разными способностями, и шанс изучить дополнительную литературу по теме, и наглядность заданий, и многое другое. В конце концов, нам никуда не деться от всеобщей компьютеризации. Детям интересно, и значит, мы должны извлечь из этого пользу. В нескольких школах области опыт такой работы уже есть. Кроме того, благодаря новым проектам появляется возможность уделять большое внимание улучшению материально-технической базы для детей с ограниченными возможностями здоровья. И еще одно из новшеств, которое ожидает нас уже в ближайшее время – введение второго иностранного языка с пятого класса.
— Планируется ли переход на «пятидневку» в школах района?
— Это довольно спорный вопрос, прежде чем прийти к этому решению, необходимо все взвесить. В Тоншаевской школе сейчас на «пятидневке» только первые и вторые классы – это была инициатива родителей. Есть ли необходимость так учиться старшеклассникам? При нагрузке 35-36 часов в неделю у ребят в среднем по шесть уроков в день. А если делить эти часы на пять дней – будет по 7-8 уроков, то есть занятия до трех-четырех часов дня. Прибавьте к этому время на выполнение домашних заданий, и получится, что времени на отдых совсем не останется. При этом нагрузка в школах год от года не уменьшается, а только растет.
— Часто ли к Вам приходят с проблемами родители?
— Часто. Проблемы разные – это и слияние классов, и подвоз детей до школ, и температурный режим, и качество образования. Общими усилиями проблемы решаем, обсуждаем. Ни один вопрос, с которым родители приходят в управление образования, не остается без внимания.
— Не секрет, что в школах остро стоит проблема с педагогическими кадрами…
— Да, эта проблема очень актуальна. Низкий поклон тем учителям, кто уже давно имеет право уйти на заслуженный отдых, но идет навстречу нашим просьбам и остается работать в школе. Это лишь временное решение, конечно. Очень нужны молодые специалисты – математики, физики, «иностранцы»… Ближе к концу учебного года я планирую объехать педагогические вузы трех ближайших направлений – Нижний Новгород, Киров, Йошкар-Ола – в поисках молодых учителей, бывших выпускников наших школ. Чужим, к сожалению, предложить нам пока нечего – им нужно жилье.
— Марина Рахимовна, давно ходят разговоры о строительстве новой школы в Тоншаево.
— Пока этот вопрос открыт. Я не могу сейчас сказать, будет ли это новая школа, или обновление действующей.
— У Вас большой стаж работы в педагогике. Как Вам кажется, изменилась ли школа за минувшие годы?
— Школа не изменилась, изменилось отношение к ней. К сожалению, не в лучшую сторону. Появилась такая тенденция: родители предъявляют все больше требований к учителям, и все меньше – к себе. Хотелось бы это изменить. Очень надеюсь, что реализация всех новшеств, которые вводятся в образование, в конечном итоге будет этому способствовать!
Е. Михалицына