Призвание — учитель

Нашу жизнь мы обычно делим на личную и общественную, которая проходит в трудовом коллективе. Да только как знать, где эта граница, когда работа становится домом, а дом продолжением работы…

Александр Михайлович Трушков. Фото Е. Михалицыной

Наверное, в большей степени, чем людей других профессий, это касается учителей. А если ты еще и директор, это значит, что буквально вся твоя жизнь, все мысли, мечты, победы и переживания связаны со школой, с детьми, с родным коллективом.
Александр Михайлович Трушков начал свою карьеру учителя больше 50-ти лет назад, когда молоденьким пареньком, только что окончившим педучилище в г. Советск Кировской области, он пришел на работу в Письменерскую восьмилетнюю школу учителем физики, математики и труда. В том же году Александр Михайлович успешно поступил в Кировский педагогический институт на математический факультет.
— Александр Михайлович, Ваши детские годы пришлись на послевоенное время… Расскажите о своих родителях, о детстве.
— Родился я в д. Малое Ложкино Ложкинского сельсовета, а затем наша семья переехала жить в д.Опарино. Мой отец Михаил Петрович прошёл всю войну, награждён Орденом Славы 3 степени, медалью «За отвагу». После войны работал председателем колхоза, бригадиром, учётчиком. Мама Валентина Александровна всю жизнь проработала в колхозе, награждена медалью «За доблестный труд», Медалями Материнства 1 и 2 степени. Семья у нас была большая — одна дочь и пятеро сыновей. Поэтому родителям приходилось трудно. Мы им помогали, как могли. С первого класса мы, все братья, в каникулы работали в колхозе. Сначала на лошадях боронили картошку, окучивали, потом вывозили на конях из всех ферм и конного двора навоз на поля и там его разбрасывали. Это была женская и ребячья работа до сенокоса. Когда начиналась уборка сена, в деревне оставались только старые да малые. Все были в поле. Мальчишки на лошадях, а девчонки с граблями. Мы, мальчишки, вставали рано, запрягали лошадей (у каждого была своя) в конные грабли и выезжали в поле. Рабочий день у нас начинался в 4-5 утра. Работали весь день, домой порой приходилось добираться в двенадцатом часу ночи, а утром снова на работу. Обед для нас никто не готовил, поэтому его брали с собой. Обычно это пол-литровая бутылка молока, краюха хлеба, яйцо, пучок лука, огурец. На жаре молоко перебалтывалось, в нём образовывались крупинки масла, было так вкусно!.. Так мы работали до сентября. А дальше начинались занятия в школе. Было нелегко, но воспоминания о тех временах счастливые.
— А на ребячьи забавы время оставалось?
— Конечно! В свободное время в доме не засиживались. Всю зиму мы проводили на горе у пруда посреди деревни. Выбирали, где поглубже сугроб и рыли в нём пещеры, ходы. С горки катались на санках, на лыжах. Однажды, когда был ещё маленьким, я на санках скатился с горы и угодил прямо в прорубь. Ох, и испугался я тогда! Кое-как выбрался из воды и, обледеневший, побрёл домой. Дома от родителей, конечно, попало. Лыжи были не у всех, сами или с помощью отцов делали «конёк» (деревянная плаха, закруглённая спереди, с площадкой для ног, в задней части приделано сиденье). Вот на таком «агрегате» мы и катались с горки. На горе обязательно устраивали трамплин. Соревновались, кто дальше улетит. Летом запускали «чижика» — маленькую птичку, вырезанную из липовой палки, к ней приделывали хвостовое оперение из спичечного коробка, насаживали на берёзовый прут и запускали вверх. Птичка взлетала очень высоко, едва не скрывалась из вида. Когда работал в школе, на уроке труда решил вспомнить молодость и показать ученикам. Но успеха мой «чижик» не имел — видимо, другие времена, другие игрушки… Азартно играли в футбол. Мяч был дефицитом, поэтому после игры его многократно приходилось зашивать, клеить. Были у нас и турник, и самодельная штанга. Все игры проходили в основном у нашего дома. Может, потому что нас было шестеро, да и я уже тогда был неплохим организатором.
— Александр Михайлович, а в школе как учились?
Учился на «4»и «5», проблем родителям и учителям не создавал. Был знаменосцем пионерской дружины. Хорошо помню, как стою со знаменем перед строем и от волнения и напряжения чуть в обморок не падаю.
После окончания школы сестра Аля, которая уже закончила первый курс Советского педучилища, собрала мои документы и отправила их по почте в свое училище. Пришлось ехать поступать. Экзамены сдал, известили, что зачислен. В город я попал впервые, и всё было для меня необычным. Студентам платили стипендию 20 рублей в месяц. Нам с сестрой приходилось экономить, чтобы прожить, ведь у родителей дома остались еще четверо мальчишек. Учиться было интересно, мы изучали множество предметов. На кройке и шитье я сам на себя рубашку скроил и сшил! Модными хотелось быть!.. О годах учебы у меня сохранились самые тёплые воспоминания, и об учителях – тоже. В училище был лучший в то время духовой оркестр, который участвовал во всех городских мероприятиях, ни одна праздничная демонстрация без него не обходилась. Работали спортивные секции, в том числе парашютная. Я ходил на занятия стрелкового кружка, с удовольствием посещал фотокружок. Увлечение фотографией у меня надолго осталось. С учёбой проблем не было. Бывало, перед занятиями на доске решал и объяснял задачи по стереометрии, которые однокурсники дома не могли решить. У меня же они получались даже без чертежа. Изучали мы не только общеобразовательные предметы, но и специальные дисциплины: педагогику, психологию, методику преподавания.
Все эти знания очень пригодились Александру Михайловичу, когда он пришел в школу уже в качестве учителя. О тех временах у него множество воспоминаний, в том числе и забавных:
— Назначили меня классным руководителем восьмого класса. Класс средний по успеваемости, выпускной. Экзамены сдают первый раз, боятся. В разные приметы верят. И вот, на первый экзамен, письменный по математике, заявились мои выпускники в старой одежде, даже с заплатками. Готов был сквозь землю провалиться. Пришлось провести воспитательную работу…
— Ежегодно водил учеников в пешие походы на 5-8 км с ночёвкой в палатках. При школе работал интернат, в котором проживало до 70 детей. Зимой 1967 года в интернате появился телевизор, один из первых в округе. Посмотреть передачи по вечерам собирались и местные жители. Основным для себя учебным предметом я считал физику, как-то ближе она для меня была. Набираться опыта было у кого: в школах района работали учителя-физики высочайшего класса: Николай Николаевич Кардаков, после него Владимир Николаевич Солоницын в Тоншаевской средней школе, Геннадий Петрович Саламатов — в Пижемской. С коллегами по работе и с учениками всегда складывались нормальные деловые отношения.
Кроме работы учителем, Александру Михайловичу пришлось потрудиться и на партийных должностях. Общаясь с руководителями со всего района, он приобрёл огромный опыт и связи, которые пригодились при дальнейшей его работе директором школы. Усвоил главную черту настоящего руководителя –обязательность. «Если что-то пообещал – сделай, даже в ущерб себе. Или не обещай вовсе», — таково его кредо. Работая в сельском Совете, он почти не прерывал педагогическую деятельность, в свободное от основной работы время заменяя по необходимости учителей. А в октябре 1984 года он вернулся в Письменерскую восьмилетнюю школу окончательно, уже в качестве её директора, и прослужил школе более двадцати шести лет.
Своим главным достижением в жизни Александр Михайлович считает новую школу в селе: он сам составил проект, и закрутилось — разнарядки, командировки, материалы, поиски транспорта и средств…
— Без преувеличения можно сказать, что новая школа стала моим детищем. Все двери и оконные рамы, и всё остекление выполнены моими руками. Парты и стулья привезли из Буреполомской зоны, шкафы и другую мебель — из поселка Южный. Для образовательного процесса было приобретено всё общешкольное оборудование. В спортзале появились необходимые снаряды и современный спортивный инвентарь. С пуском нового здания мы решили много задач. Все учебные помещения стали находиться под одной крышей, ученики получили просторные, светлые классы, созданы все условия для группы продлённого дня, появилась просторная библиотека, оборудованы кабинеты информатики, домоводства. Впервые в школе, да и в округе, появились тёплые туалеты с канализацией и умывальниками. Столовую из интерната перевели в школьное здание, где оборудовали просторную кухню с холодной и горячей водой и канализацией, и обеденный зал, — рассказывает Александр Михайлович.
Но оставалась проблема с водоснабжением. Село находится на высоком месте, после осушения болота в местных колодцах не стало воды. Пришлось строить систему водопровода. Разрешение на прокладку водопровода удалось получить только к школе и учительским квартирам. И тогда под видом того, что учительские дома находились на противоположных концах села, с населения собрали символические денежные средства и провели водопровод в каждый дом… Скажите, это ли не достижение!
Сейчас Александр Михайлович на заслуженном отдыхе. Его жизнь наполнена делами и заботами – дом, огород, хозяйство, а для души – чтение книг и компьютер. Он живет один, но его шестеро детей и шестеро внуков не дают ему подолгу скучать (кстати, двое из детей и внучка продолжили семейную династию Трушковых, выбрав профессию учителя). А сегодня, в семидесятилетний юбилей Александра Михайловича, все они соберутся в родительском доме, где снова, как и раньше, на несколько дней станет шумно, многолюдно и весело.
Александр Михайлович в канун начала нового учебного года желает своим коллегам-директорам терпения и любви к детям, а еще — обязательно сохранять в себе способность удивляться и учиться новому – ведь без этого нет движения вперед.
А мы поздравляем Александра Михайловича с юбилейным днем рождения! В жизни многих людей Вы, как учитель, оставили глубокий след, и добрые воспоминания о ваших уроках до сих пор живут в сердцах ваших бывших учеников. Вы умели принести в класс и донести до ребят свою увлеченность и любовь к предметам. Будьте здоровы и счастливы! Пусть Ваш оптимизм и стремление добиваться поставленных целей передается не только Вашим детям, но и всем Вашим ученикам, а Ваша мудрость обязательно пригодится коллегам –директорам.

Е. Михалицына
Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *